Гарпия.ru - лингвистические модели эмоциональной речи

Общая теоретическая модель для описания речевого воздействия

 

Основные задачи

Общая исследовательская задача нашего проекта – функциональное описание речевого воздействия и моделирование эмоционального речевого поведения.

Мы исходим из того, что речевое воздействие и эмоциональное речевое поведение могут быть описаны как строгие процессы и зафиксированы с помощью процедур лингвистической модели. Для этого лингвистическая модель должна быть дополнена компонентом когнитивной обработки (для моделирования выводов и рассуждений) и компонентом для "эмоциональной" обработки смыслов. Такая расширенная лингвистическая модель, с одной стороны, сможет обрабатывать тексты, ориентированные на воздействие, и отвечать на воздействие переключением своего «эмоционального» состояния. С другой стороны, такая модель сможет сама синтезировать тексты, характерные для некоторых эмоциональных состояний.

 

Конкретные задачи данного проекта это:


Разработка теории лингвистической модели для функционального описания речевого воздействия.

Решение этой задачи позволит продвинуться в разработке автоматических систем синтеза и анализа текста, систем поддержания диалога.

Создание инвентаря речевых средств, используемых для воздействия в текстах СМИ.

Решение этой задачи позволит создать базу для экспертной оценки текстов СМИ. Кроме того, точное описание процессов, выполняемых адресатом коммуникации при анализе "воздействующих" текстов, позволит уточнить существующие модели обработки текста и приблизить их функционирование к действиям живого носителя языка.

 

 Общая структура модели

 

Используемая нами модель является системой с входом и выходом и включает Модель Смысл <=> Текст (для обработки текста), когнитивную модель (для построения выводов из смысла текста) и набор доминантных сценариевд-сценариев (для описания процессов эмоциональной обработки). Структура модели может быть представлена следующим образом:
 

 

Схема 1. Общая структура модели для функционального описания речевого воздействия. Смысл поступающего текста активизирует д-сценарии (эмоциональная обработка) или р-сценарии (рациональная обработка). В зависимости от этого на выходе мы можем ожидать от нашей модели рациональных или эмоциональных действий.

 

Текст подаётся на вход и обрабатывается моделью Текст => Смысл – в результате чего строится смысл текста (семантическое представление). Далее это семантическое представление может быть обработано рационально или эмоционально. В первом случае к смыслу текста применяются единицы когнитивного компонента – рациональные сценарии или р-сценарии (модель делает выводы из поступающего текста). В результате выводов может быть построена некоторая целевая модель – то, чего наша система захотела достичь в результате анализа текста (на схеме: Целевая модель2). Для достижения этой целевой модели может быть предпринято рациональное поведение.

Другим вариантом анализа является эмоциональная обработка текста. В этом случае смысл поступающего текста активизирует другие единицы, ответственные за эмоциональную обработку – доминантные сценарии или д-сценарии. Д-сценарии аналогичны по структуре р-сценариям – и те и другие связывают по два семантических компонента: начальную модель («посылку») и конечную модель («следствие»).

Предлагаемое понятие д-сценария аналогично "сигналам тревоги" (alarms) в модели А. Сломана.

Д-сценарии конкурируют с р-сценариями (рациональными выводами) при анализе поступающих текстов и перехватывают управление в тех случаях, когда (а) смысл текста наиболее близок к начальной модели д-сценария, (б) когда к активизации д-сценариев существует предрасположенность (адресат находится в эмоциональном состоянии) или (в) когда ситуация не может быть быстро оценена механизмами рациональной обработки информации.

 

 Моделирование воздействия: д-сценарии

 

Модель снабжена инвентарем д-сценариев (на схеме показан один д-сценарий). Доминантные сценарии "доминируют" при обработке текста и активизируются всякий раз, когда в тексте обнаруживается смысл, соответствующий специальному компоненту – начальной модели д-сценария. Иными словами, д-сценарии распознают в тексте "воздействующие" смыслы и отвечают на появление такого смысла активизацией. Таким образом, речевое воздействие описывается в данной модели как активизация д-сценариев. Д-сценарии распознают в текстах указания на обман, ограничение адресата, существование опасности для адресата и т. д.
 

 

Схема 2. Активизация д-сценария.

Если смысл поступающего текста соответствует начальной модели д-сценария, то это приводит к его активизации. Активизация д-сценария означает, что имеет место речевое воздействие.
 

Например, сообщение об обмане (Вас обманывают!) является одним из текстов, которые могут воздействовать на нашу модель. В этом случае сообщение Правительство вас обманывает! будет активизировать особый д-сценарий ОБМАН, в котором ситуация обмана описана как начальная модель. В свою очередь, активизация д-сценария приводит к построению целевой модели – результата воздействия: в данном случае бегства или агрессии в отношении правительства.

 

 На нашем сайте предпринята попытка описать д-сценарии и создать их инвентарь.

К инвентарю
д-сценариев >>

 

 Противодействие воздействию: контрсценарии

 

Если мы умеем распознавать воздействующие тексты – мы запускаем иные механизмы их обработки – не те, которые планировались автором. Слыша высказывание Правительство вас обманывает!, мы скажем: О! На нас пытаются воздействовать или Этот человек не в себе – его надо успокоить! Во всех таких случаях мы обрабатываем тексты с помощью контрсценариев.
 

 

Схема 3. Обработка текста с помощью контрсценария.

Адресат может противостоять воздействию, обрабатывая поступающие тексты с помощью контрсценариев.

 

Контрсценарии являются механизмами анализа, нежелательными для автора текста. Если мы активизировали контрсценарий, мы уже не запускаем д-сценарий и воздействия в этом случае не происходит. Контрсценарий может быть как р-сценарием (мы можем искать в тексте противоречия и обвинять автора в неточностях), так и д-сценарием (мы можем пугаться, что на нас воздействуют, вместо того, чтобы обижаться на правительство). Таким образом, при речевом воздействии адресант старается максимально точно предвидеть контрсценарии и строить текст таким образом, чтобы их избежать. Важным средством для противодействия контрсценариям являются речевые приемы воздействия.
 

Данные психологии указывают на то, что в ряде случаев человек может осуществлять параллельную обработку текстов: реагировать рационально (активизировать р-сценарии), но при этом также испытывать воздействие (активизировать д-сценарии). Тем не менее, для большей простоты модели мы считаем, что выбор одного из вариантов анализа подавляет альтернативные способы обработки. Возможность "параллельной" обработки может быть учтена в дальнейшем для анализа комплексных случаев.

 

 Речевые средства воздействия

 

При речевом воздействии задача автора состоит в том, чтобы активизировать д-сценарии адресата, при этом он не может прямо использовать высказывания типа Правительство вас обманывает!, поскольку адресат, как можно предполагать, ответит на них активизацией контрсценариев. Таким образом, автору текста необходимо транслировать смысл типа "вас обманывают" в некоторой скрытой форме. Для этого могут быть использованы специальные речевые механизмы.
 

 

Схема 4. Речевые средства воздействия могут использоваться для того, чтобы избежать активизации контрсценариев и скрыто транслировать в тексте семантический компонент, приводящий к речевому воздействию (активизации д-сценария).

 

Текст может быть построен таким образом, чтобы адресат при анализе этого текста восстанавливал смысл «вас обманывают», но при этом чтобы данный смысл не содержался в тексте в явной форме и не активизировал контрсценарии. Для достижения этой задачи могут использоваться средства номинации (выбор слов), референции (отношения слов к объектам реального мира), свойства синтаксиса, механизмы вывода, свойства коммуникации и т. д.

Речевые механизмы воздействия могут иллюстрироваться следующим примером:

Каждый человек за каждый кусок хлеба заплатит за репутацию Чубайса как блестящего экономиста. (С. Доренко). В этом предложении слово заплатит используется в двух разных значениях: ‘платить деньги’ и ‘страдать’. «Склеивание» значений в данном случае заставляет адресата отождествить известный ему смысл ‘я плачу деньги за хлеб’ и воздействующий смысл ‘я страдаю из-за/ради Чубайса’. Использование этого речевого приёма позволяет обойти возможный контрсценарий: дело в том, что отдельный смысл ‘я страдаю из-за/ради Чубайса’ мог бы быть легко фальсифицирован и отвергнут адресатом как не соответствующий действительности. Использование же "склеивания значений" (контаминации) в данном случае заставляет адресата отождествлять два разных события и считать ситуацию 'я страдаю из-за/ради Чубайса' такой же реальной и правдоподобной, как и ситуацию 'я плачу за хлеб'.

 На нашем сайте предпринята попытка построить инвентарь речевых средств воздействия (пока что ограниченный текстами С. Доренко). При рассмотрении различных средств воздействия нас в большой степени интересуют механизмы обработки таких текстов, поскольку точное описание этих механизмов является важным материалом для уточнения лингвистических и когнитивных моделей. Так, если человек при анализе текста склонен делать некоторые типичные ошибки (что может использоваться для воздействия), то, заставив нашу модель совершать те же ошибки, мы сделаем её более адекватной, кроме того, с её помощью мы сможем описать частные способы воздействия, использующие этот конкретный тип ошибок.

 

 К инвентарю
речевых средств воздействия >>

 

 Когнитивная модель
 

Для построения импликативных компонентов смысла нами используется аппарат рациональных сценариев или р-сценариев – сокращенный аналог механизма обработки концептуальной информации (Р. Шенк, Р. П. Абельсон; Ю. С. Мартемьянов, Г. В. Дорофеев). Необходимость привлечь этот аппарат вызвана тем, что при речевом воздействии адресант с помощью выводов может модифицировать представление адресата о некоторых объектах реального мира или транслировать адресату некоторый смысл, не выраженный в тексте непосредственно. Аппарат р-сценариев позволяет фиксировать представление коммуниканта об объектах реального мира в виде признаковой модели – структуры признаков, относящихся, по мнению автора модели, к некоторому реальному объекту или ситуации.

Так, объекту 'правительство' в представлении коммуникантов будет соответствовать признаковая модель M1('правительство').
 

 

Схема 5. Признаковая модель M1('правительство').

Признаковая модель отражает представление участника коммуникации об объекте реального мира.

 

Признаковые модели связываются рациональными сценариями (р-сценариями) – отношениями, позволяющими анализатору при обнаружении одной признаковой модели (начальной признаковой модели сценария) построить другую признаковую модель (конечную признаковую модель сценария).

 

 

Схема 6. Р-сценарий.

При обнаружении в когнитивном пространстве признаковой модели М1 р-сценарий может активизироваться и строить модель М2.

 

Р-сценарии записываются следующим образом:

 

Scen('признаки сценария', M1(начальная признаковая модель) -> М2(конечная признаковая модель))

 

Например, знание о том, что эмиссия всегда приводит к инфляции (если участник коммуникации обладает именно таким знанием - пусть даже оно неверно), может быть записано в следующем виде:

 

Scen1('M1 обязательно приводит к М2', M1('эмиссия') -> М2('инфляция'))

 

 

Схема 7. Пример р-сценария.

Знание коммуниканта о том, что эмиссия приводит к инфляции, может быть записано с помощью р-сценария.

 

В аппарате сценариев учитываются ситуативные эффекты (см. публикации L. W. Barsalou), а именно: а) представление об объекте реального мира зависит от ситуации, в которой находится этот объект, т. е. набор признаков в составе признаковой модели зависит от сценария, который связывает эту признаковую модель, и б) то или иное представление об объекте реального мира может активизировать разные ситуации, в которых встречается этот объект, т. е. тот или иной состав признаковой модели может активизировать разные сценарии. Учёт ситуативных эффектов в аппарате сценариев является важным средством для анализа конкретных случаев речевого воздействия, в частности – тонких смысловых сдвигов для дискредитации политического деятеля или партии.
 

 Моделирование речевого поведения
 

Функционирование общей модели состоит в том, что она получает на вход некоторый текст, строит семантическое представление этого текста, соотносит это представление с начальными моделями сценариев (д- или р-сценариев) и строит с их помощью целевые модели. Процедуры, которые модель при этом выполняет, и содержание её различных компонентов могут стать предметом для порождения текста. В этом случае мы можем говорить, что тот или иной компонент модели сформировал коммуникативный стимул и инициировал синтез текста.
 

 

Схема 8. Компоненты модели, инициирующие синтез текста.

Различные компоненты модели могут формировать коммуникативные стимулы и инициировать синтез текстов, соответствующих содержанию этих компонентов.
 

 На данной схеме мы исходим из того, что д-сценарий может строить как целевую модель агрессии, так и целевую модель бегства. Механизм выбора между разными реакциями нами здесь не рассматривается.

Во-первых, предметом обсуждения для данной модели могут быть начальные и целевые модели д-сценариев:

А. начальные модели д-сценариев: Нас все обманывают! Подумайте, какой ужас!

Б. целевые модели агрессии, построенные д-сценариями, до того, как они запустили поведенческие программы: Как же я ему врежу!

В. целевые модели бегства: Пора валить из этой страны!

Во-вторых, синтез текста могут запускать р-сценарии, активизируемые при анализе текста:

Г. могут активизироваться такие р-сценарии, которые связывают смысл поступающего текста с начальными моделями д-сценариев, модель может всякий раз искать повода "обидеться": У нее платье красивое, а у меня, значит, нет?

(далее, данная схема может приводить к активизации д-сценариев и связанным с этим коммуникациям: У меня все плохое! -> Я тебя сейчас отсюда выкину! / Всё, я ухожу!)

Д. р-сценарии могут связывать смысл текста с другими р-сценариями, что в итоге может привести к выполнению "рациональной" поведенческой программы, в этом случае мы имеем дело с "рациональной" реакцией от начала до конца – д-сценарии в этом случае не запускаются: Если пациент говорит, что все его обманывают, пора применять терапию.

 почта: timkotov@mail.ru
© Артемий Котов, Москва, 2003-2014.