Гарпия.ru - лингвистические модели эмоциональной речи

 

Теория

Основные задачи

Структура модели

Д-сценарии

основные единицы для моделирования речевого воздействия
[список]

Речевые механизмы воздействия

использование свойств речи для воздействия на критичного адресата

[список]

Когнитивная модель

Сценарии (Scen) и признаковые модели (M)

Ant:M.At и другие обозначения

Структура коммуникации и метаязык для её описания

Планы других лиц и ирония

Персональные и наивные сценарии

-------------------

 

Термины

адресант (Ant) – отправитель текстового сообщения. В сокращенной нотации адресант обозначается нами как "Ant".

- внешний адресант (eAnt) – адресант предшествующей коммуникации, в которой участники текущей коммуникации являлись адресатами; человек, ранее сообщивший нечто адресанту и адресату. В коммуникации "политический обозреватель" -> "слушатель" роль внешнего адресанта занимает политический деятель, если обозреватель и слушатель слышали его слова и обозреватель сообщает слушателю свой комментарий.

- последовательный адресант (sAnt) – адресант предшествующей коммуникации, произошедшей с адресантом текущей коммуникации; человек, сообщивший нечто адресанту. Последовательный адресант является первым адресантом в цепи последовательных коммуникаций A -> B -> C. Так, политический деятель является последовательным адресантом коммуникации, в рамках которой пресс-секретарь передает журналистам слова этого политического деятеля.



Схема 1. Распределение коммуникативных ролей.

адресат (At) – получатель текстового сообщения. В сокращенных нотациях адресат обозначается нами как "At".

- внешний адресат (eAt) – сторона, присутствующая при коммуникации адресанта и адресата. Например, аудитория СМИ в коммуникации, где политик дает в прямом эфире интервью корреспонденту.

- последовательный адресат (sAt) – сторона, которой адресат в последующей коммуникации намерен передать слова адресанта.


группа адресата (AtG) – "свои" – группа лиц, выделяемая адресатом коммуникации на основании некоторого интегрального признака а, такая, что адресат считает себя членом этой группы. Также, группа лиц, занимающая в некотором д-сценарии валентность VICT (жертва действий контргруппы). Группа адресата может состоять из одного лица – адресата коммуникации.



Схема 2. Группа адресата ("свои") и контргруппа ("чужие").


д-сценарий [доминантный сценарий] – сценарий, моделирующий эмоциональную реакцию на сообщение.

См. также: Теория: д-сценарии.


денотат – означаемое, обозначаемый знаком объект реального мира.


интенсионал – компонент знака: набор признаков, достаточный для обозначения некоторого объекта определенным знаком.

коммуникация – передача текста от адресанта к адресату.

- продуктивная коммуникация – коммуникация, в ходе которой каждый из участников подкрепляет свой основной сценарий, что удерживает его в коммуникативном контакте. Например, коммуниканты, обменивающиеся высказываниями типа Все политики - обманщики!, подкрепляют свой д-сценарий ОБМАН, что удерживает их в коммуникации.

Одна из целей речевого воздействия может состоять в организации продуктивной коммуникации с адресатом – это позволит удержать адресата в контакте и повысить эффективность воздействия.

- непродуктивная коммуникация – коммуникация, участники которой не подкрепляют никаких существенных для себя сценариев, подкрепляют сценарии, не удерживающие их в контакте, или подкрепляют сценарии, провоцирующие их на прекращение контакта. Непродуктивная коммуникация достаточно быстро завершается.

контргруппа (ContrG) – "враги", "чужие" – группа лиц или одно лицо, занимающие в некотором д-сценарии валентность AGGR (агрессор) при условии, что группа адресата занимает в этом д-сценарии валентность VICT. (см. Схему 2).

контрсценарий - нежелательный для адресанта сценарий, который активизируется или может активизироваться у любого участника коммуникации в результате восприятия некоторого текста адресанта. Контрсценарий может быть как р-сценарием, так и д-сценарием. Так, адресат может "неправильно понять" текст или построить план действий, нежелательный для адресанта – во всех таких случаях адресат обрабатывает текст с помощью контрсценариев.

Во время коммуникации адресант обычно продумывает контрсценарии, которые может активизировать адресат, и строит свой текст таким образом, чтобы избежать активизации этих контрсценариев.

При речевом воздействии контрсценарием является разного рода критика адресанта и фактическое опровержение его текстов. Адресант будет строить свой текст таким образом, чтобы сделать его максимально недоступным для критики.



Схема 3. Обработка смысла входящего текста с помощью контрсценария.

См. также: Теория: противодействие воздействию.

признаковая модель (M) – "представление об объекте", набор признаков, относящихся, по мнению участника коммуникации, к некоторому объекту или ситуации реального мира.

Признаковая модель одного и того же объекта меняется от ситуации к ситуации (то есть в зависимости от сценариев, связывающих эту модель). С другой стороны, тот или иной состав признаковой модели может приводить к активизации определенных сценариев. Данные явления описаны как ситуативные эффекты в работах L. W. Barsalou.

- начальная признаковая модель – в сценарии - признаковая модель, которая приводит к активизации сценария.

- конечная признаковая модель – в сценарии - признаковая модель, которая строится в результате активизации того или иного сценария.

- наивная признаковая модель (M(наивн)) [или наивная модель] – признаковая модель, которая, с точки зрения любого коммуниканта, не учитывает релевантных признаков моделируемого объекта или включает несущественные признаки моделируемого объекта. Например, обозначение двигателя внутреннего сгорания как железки, соответствует наивной модели, поскольку такое обозначение не учитывает многих существенных признаков двигателя. Частным случаем наивных признаковых моделей также являются модели, полностью не соответствующие действительности. При обнаружении в тексте наивной модели адресат обычно пытается построить адекватную модель того же объекта.

- наивная признаковая модель типа А (M(наивн-А)) - признаковая модель, автор которой (по мнению его самого или любого другого коммуниканта) располагает другой - не наивной (адекватной) моделью того же денотата. Наивные модели типа А обычно отражают ситуацию обмана.

- наивная признаковая модель типа B (M(наивн-В)) - признаковая модель, автор которой (по мнению его самого или любого другого коммуниканта) рассматривает эту модель как адекватную денотату. Наивные модели типа В обычно отражают ситуацию заблуждения.

- целевая признаковая модель (М(цель)) [или целевая модель] – признаковая модель, реализации которой стремится добиться некоторое лицо. Целевая признаковая модель может быть построена как конечная модель некоторого р- или д-сценария.

р-сценарий (Scen) [рациональный сценарий] – единица когнитивного компонента модели, предназначенная для моделирования выводов. Р-сценарий состоит из начальной и конечной признаковых моделей, а также может содержать признаки, фиксирующие тип отношения между этими моделями.

- наивный р-сценарий (Scen(наивн)) – р-сценарий, включающий наивные признаковые модели.

- персональный р-сценарий (Scen(перс)) – "план" - р-сценарий, признаковые модели которого, по мнению автора этого сценария, должны быть выполнены для достижения целевой модели.

речевое воздействие - действия адресанта коммуникации, направленные на активизацию д-сценариев адресата, с целью вызвать определенную реакцию адресата.

референт – компонент знака: точечная модель обозначаемого объекта в представлении участника коммуникации.

сценарий – единица общей модели, предназначенная для моделирования механизма обработки смыслов. Сценарий состоит из начальной и конечной признаковых моделей, а также связи между этими моделями. При нахождении смыслового компонента, соответствующего начальной признаковой модели, сценарий активизируется, что приводит к построению конечной признаковой модели. Сценарии подразделяются на р-сценарии (рациональные сценарии) – единицы для моделирования рациональных выводов, и д-сценарии (доминантные сценарии) – единицы для моделирования эмоциональных реакций на определенные смыслы.

Р-сценарии записываются следующим образом:

Scen('признаки сценария', M1(начальная признаковая модель) -> М2(конечная признаковая модель))


См. также: Теория: когнитивная модель.

- нулевой сценарийсценарий, который участник коммуникации активизировал, но решил не сообщать другим коммуникантам, предвидя их негативную реакцию (активизацию их контрсценариев).

Для речевого воздействия интересны случаи приписывания нулевых сценариев другим участникам коммуникации, например: Премьер умолчал о том, откуда у него такие деньги (=> Премьер украл эти деньги).

- сценарий преобразования – сценарий, описывающий изменение денотата в результате какой-либо операции. Сценарий преобразования связывает, в частности, две признаковые модели: модель, соответствующую начальному состоянию объекта, и модель, соответствующую состоянию объекта после преобразования. В общем случае сценарий преобразования имеет вид:

Scen('M2 – результат применения к М1 преобразования P', M1 -> M2).

Например: Scen1('M2 – результат проворачивания М1 на мясорубке', M1('мясо') -> M2('фарш')).

 

элемент сценария

- критический элемент сценария - признаковая модель, существенная для трансляции сценария.

- смещенный элемент сценариякритический элемент сценария, в котором имеется изменение некоторого семантического признака, обращающее предложение в ложное. Например, демонстрируя, насколько сложно перейти мост, мы можем преувеличить количество ступенек: У этого моста тысяча (десять тысяч, сто тысяч) ступенек! Количество ступенек в данном случае будет смещенным элементом сценария, поскольку указанное число формально не соответствует действительности. В данном случае происходит смещение в критическом элементе <количество ступенек>+.