Речевые средства воздействия

 

Общая модель Д-сценарииПубликации

Перейти к описанию:

 

Теория

Основные задачи

Структура модели

Д-сценарии

основные единицы для моделирования речевого воздействия
[список]

Речевые механизмы воздействия

использование свойств речи для воздействия на критичного адресата

[список]

Когнитивная модель

Сценарии (Scen) и признаковые модели (M)

Ant:M.At и другие обозначения

Структура коммуникации и метаязык для её описания

Планы других лиц и ирония

Персональные и наивные сценарии

-------------------


Термины*

адресант (Ant)

- внешний (eAnt)

- последовательный (sAnt)

адресат (At)

- внешний (eAt)

- последовательный (sAt)

группа адресата
д-сценарий

денотат

интенсионал

коммуникация

- продуктивная

- непродуктивная

контргруппа (ContrG)

контрсценарий

признаковая модель (M)

- начальная

- конечная

- наивная
- наивная типа А

- наивная типа В
- смещенная (М')

- целевая

р-сценарий

- наивный (наивн)

- персональный (перс)

речевое воздействие

референт

сценарий

- нулевой

- преобразования

элемент сценария

- критический <a>+

- смещенный

-----------

* Приведены термины, значение которых специфично для данной работы.

 

Объявление адресантом наивной коммуникативной цели

 

В рассматриваемых нами текстах основная коммуникативная цель адресанта состоит в том, чтобы оказать воздействие на адресата. Однако ясное понимание того, что адресант коммуникации намерен оказать воздействие, может активизировать у адресата д-сценарий МАНИП(ContrG(Ant), AtG).At – адресат может испугаться, что СМИ оказывают на него воздействие. Очевидно, что такая активизация адресатом д-сценария МАНИП не желательна для адресанта коммуникации (д-сценарий МАНИП(ContrG(Ant), AtG).At является для адресанта коммуникации контрсценарием). Чтобы не вызывать активизации д-сценария МАНИП, адресант должен всячески маскировать свою основную коммуникативную цель и скрывать, что он намерен оказать воздействие.

Одно из возможных средств для адресанта скрыть свою истинную коммуникативную цель – это декларировать наивную коммуникативную цель или наивный персональный сценарий для своих действий. Например, высказывание (1) Премьер-министр лжет, коммуникативная цель которого состоит в том, чтобы обвинить министра во лжи, может быть заменено высказыванием с эксплицитно объявленной наивной коммуникативной целью (2) Мы собираем коллекцию лжи современных политиков, сегодня в нашу коллекцию попал и премьер-министр. Такое преобразование является художественным приемом, способным разнообразить текст, и, кроме того, оно позволяет скрыть настоящую коммуникативную цель адресанта и избежать активизации контрсценариев (например, д-сценария МАНИП(Ant, At).At). Рассмотрим примеры из материала работы, в которых при речевом воздействии адресант декларирует наивную коммуникативную цель.

[0214] Мы рекламируем полеты над дачей Лужкова под песню "Под крылом самолета о чем-то поет зеленое море тайги". Сорок гектаров лужковской дачи граничат с сорока же гектарами земли, которой он пользуется на правах аренды.

Наивный персональный сценарий адресанта Scen1(наивн, перс, 'мы рекламируем полеты над дачей Юрия Лужкова').Ant использован в данном примере, чтобы избежать активизации адресатом контрсценария СУБЪЕКТ1(ContrG('Доренко'), AtG, 'Доренко летает над дачей Лужкова', M1(цель, 'получить информацию о Лужкове / опорочить Лужкова')).At, что соответствует суждению адресанта 'Доренко готов вмешиваться в личную жизнь и арендовать вертолет, лишь бы получить информацию о Лужкове и дискредитировать Лужкова'. Дело в том, что организация полета на вертолете – достаточно масштабный проект. Масштабные действия соответствуют критическому элементу <действия>+сила/+кол-во д-сценария СУБЪЕКТ. Таким образом, если адресат будет ясно представлять себе коммуникативную цель адресанта (M1(цель, 'дискредитировать Лужкова').Ant) и использованные для этого методы ('организация полета на вертолете'), то адресат активизирует д-сценарий СУБЪЕКТ против самого адресанта (ContrG('Доренко')). Тогда как очевидно, что воздействие против себя самого не соответствует намерению адресанта.

В данном примере наивный персональный сценарий Scen1 скрывает цель адресанта – 'рассказать о размерах дачи Лужкова / дискредитировать Лужкова'. Указание на размер дачи Ю. Лужкова в данном примере активизирует д-сценарий ПРИСВ1(ContrG('Лужков'), AtG, 'земля') - см., также, контекст примера [0214]. Большая площадь земли под дачей Ю. Лужкова соответствует критическому элементу <ресурс R1>+кол-во д-сценария ПРИСВ.

 

[0249] Деньги семьи Юрия Лужкова. Наш крестовый поход за возвращение Лужкову поруганной чести и утраченного достоинства.

В данном примере наивный персональный сценарий Scen1(наивн, перс, 'крестовый поход за возвращение чести').Ant скрывает коммуникативную цель адресанта 'сообщить о случаях коррупции в семье Лужкова'. Использование наивного персонального сценария Scen1 позволяет избежать активизации адресатом контрсценария СУБЪЕКТ1(ContrG(Ant('Доренко')), AtG, 'ругать Лужкова') – т. е. 'опять Доренко ругает Лужкова'. Если бы в примере не был использован наивный персональный сценарий Scen1, то критика в адрес 'Лужкова' интерпретировалась бы адресатом как критический элемент <действия>+сила/+кол-во д-сценария СУБЪЕКТ и приводила бы к активизации этого д-сценария в отношении адресанта коммуникации (ContrG('Доренко')).