Речевые средства воздействия

 

Общая модель Д-сценарииПубликации

Перейти к описанию:

 

Теория

Основные задачи

Структура модели

Д-сценарии

основные единицы для моделирования речевого воздействия
[список]

Речевые механизмы воздействия

использование свойств речи для воздействия на критичного адресата

[список]

Когнитивная модель

Сценарии (Scen) и признаковые модели (M)

Ant:M.At и другие обозначения

Структура коммуникации и метаязык для её описания

Планы других лиц и ирония

Персональные и наивные сценарии

-------------------


Термины*

адресант (Ant)

- внешний (eAnt)

- последовательный (sAnt)

адресат (At)

- внешний (eAt)

- последовательный (sAt)

группа адресата
д-сценарий

денотат

интенсионал

коммуникация

- продуктивная

- непродуктивная

контргруппа (ContrG)

контрсценарий

признаковая модель (M)

- начальная

- конечная

- наивная
- наивная типа А

- наивная типа В
- смещенная (М')

- целевая

р-сценарий

- наивный (наивн)

- персональный (перс)

речевое воздействие

референт

сценарий

- нулевой

- преобразования

элемент сценария

- критический <a>+

- смещенный

-----------

* Приведены термины, значение которых специфично для данной работы.

 

Рекомендации и предложения контргруппе, исходящие из смещенных начальных или целевых моделей

 

Рассматривая презумпцию универсальности адресата СМИ (ПУА СМИ), мы отмечали, что адресант может обратиться через СМИ к любому политику или партии. В частности, адресант может обращаться к контргруппе и высказать некоторые предложения или рекомендации. Такое обращение к контргруппе может преследовать цель оказать воздействие на аудиторию СМИ. Контргруппа в этом случае будет выступать в качестве формального адресата (адресата, к которому формально обращено сообщение), а аудитория СМИ будет являться основным адресатом (адресатом, которому адресант намерен транслировать некоторое сообщение). Задача адресанта состоит в том, чтобы оказать воздействие на основного адресата – аудиторию СМИ – и заставить аудиторию СМИ модифицировать признаковую модель контргруппы и активизировать какой-либо д-сценарий.

Высказывая рекомендацию или предложение контргруппе, адресант сообщает некоторый план действий – персональный сценарий, который, по мнению адресанта, контргруппа должна выполнить. Этот персональный сценарий связывает признаковую модель контргруппы и целевую признаковую модель, которую контргруппе рекомендуется реализовать. Соответственно, высказывая рекомендации контргруппе, адресант может значительно изменить признаковую модель контргруппы или приписать ей несвойственную целевую модель. Рассмотрим следующее высказывание через СМИ:

(1) коммуникация через СМИ; участники коммуникации: аудитория СМИ, А – обозреватель СМИ;

А: Я советую губернатору уйти из политики, потому что воплотить свою мечту – заработать много денег, он сможет и в простом бизнесе.

В данном высказывании адресант обращается к формальному адресату – 'губернатору', и рекомендует ему персональный сценарий Scen(перс, M1('уйти из политики / пойти в бизнес') -> M2(цель, 'заработать много денег')). Данная рекомендация приписывает 'губернатору' целевую модель 'заработать много денег', что может оказывать воздействие на основного адресата – аудиторию СМИ. Аудитория СМИ в этом случае будет считать, что все действия 'губернатора' в политике обусловлены желанием заработать много денег. Кроме того, аудитория СМИ может испугаться, что 'губернатор' на своём посту ворует деньги населения, и активизировать д-сценарий ПРИСВ.

Таким образом, высказывание адресантом СМИ рекомендаций и предложений контргруппе может оказывать воздействие на аудиторию и менять в представлении аудитории образ контргруппы. Рассмотрим примеры речевого воздействия при помощи рекомендаций и предложений контргруппе, присутствующие в материале работы.

[0220] Пригнали бы турок еще тысяч десять. …

Предложение 'группе Лужкова' персонального сценария Scen1(перс, 'пригнать [на митинг] десять тысяч турок') в данном примере активизирует д-сценарий СУБЪЕКТ1(ContrG('группа Лужкова'), AtG, 'пригнать турок', M1(цель, 'создать многочисленный митинг')), где инвертированное числительное тысяч десять кодирует критический элемент <действия Y>+сила/+кол-во д-сценария СУБЪЕКТ.

 

[0231] Нельзя было ОВР бороться с Путиным, а особенно в вопросе о Чечне. Можно и нужно было покровительственно похваливать Путина, так, чтобы выходило, что все это Примаков придумал, а Путин только выполняет. Примаков, кстати, в начале так и делал.

Персональный сценарий Scen1(перс, 'похваливать Путина'), предлагаемый адресантом группе 'ОВР / Примаков', активизирует д-сценарий ОБМАН2(ContrG('ОВР / Примаков'), M0('Примаков придумал то, что делает Путин')).

 

[0195] Вот мое официальное коммерческое предложение. Первые сто членов движения, которые выйдут из него, получат от меня по десять долларов каждый.

Пример направлен на дискредитацию партии "Отечество – Вся Россия". Адресант предлагает членам партии ОВР персональный сценарий Scen1(перс, 'выход из ОВР' -> 'получение 10 долларов'), что приводит к смещению целевой признаковой модели для членов ОВР - M1(цель).Х('члены ОВР')[:M.Ant/At]. Целевая модель M1(цель) под влиянием сценария Scen1 представлена как 'достижение выгоды'. Таким образом, адресант обосновывает, что основная цель членов партии ОВР – достижение выгоды, причем выгоды достаточно малой, поскольку они могут отказаться от участия в ОВР ради десяти долларов.

Признаковая модель M1(цель) может активизировать д-сценарий СУБЪЕКТ1(ContrG('члены ОВР'), AtG, M1(цель, 'достижение выгоды')).

 

Адресант коммуникации может не только давать рекомендации контргруппе (предлагать контргруппе выполнить какой-нибудь персональный сценарий), но и объявлять о сотрудничестве с контргруппой, то есть сообщать, что адресант и контргруппа совместно реализуют некоторый персональный сценарий. При этом персональный сценарий вполне может быть наивной моделью, что существенно не снижает эффективности воздействия. Объявление о сотрудничестве с контргруппой действует аналогично приёму рекомендации и позволяет приписать контргруппе несвойственный персональный сценарий или модифицировать исходную признаковую модель контргруппы. В материале работы данный приём используется в примере [0063], а также в примере [0100] (см. анализ примера).

[0063] Он обратился в суд на меня о взыскании чести и достоинства. Лужков говорит, что я ущемил ему достоинство. Не помню. Но я вот что предлагаю. Черт с ней, с жалобой в суд. Зачем нам судиться? Пусть у нас будет теперь честь и достоинство одни на двоих, раз у него они поруганы и ущемлены, и мы вместе станем их защищать. [...] Мы с Лужковым объявляем о создании общественного комитета по отысканию для него чести и достоинства.

Объявление адресанта о создании общественного комитета по отысканию чести и достоинства 'Лужкова' активизирует д-сценарий СУБЪЕКТ1(ContrG('Лужков'), AtG, 'создание комитета', M1(цель, 'отыскание чести и достоинства')), где именная группа создание комитета кодирует смещенный элемент <действия Y>+сила/+кол-во д-сценария СУБЪЕКТ.